Журнал "ПУТЬ МАСТЕРА"®

Чтобы подписаться на журнал, пройдите регистрацию

Бухара

Бухара

Священная Бухара – почитаемый во всем мире город исламской цивилизации. В средние века Бухара стала местом религиозных проповедей, каких известных людей, как имам ал-Бухари, ал-Гиждувани, Сайф ад-Дин Бохарзи, Баха ад-Дин Накшбанд. В X-XI вв. Бухара была столицей государства Саманидов, в XVI в. стала столицей Бухарского ханства. После революции в 1920 г. последний амир Бухары был свергнут, а на территории ханства образовалась Бухарская республика. В 1923 г. древние земли Бухары вошли в состав Узбекской ССР. После провозглашения независимости с 1991 г. эта земля называется Республикой Узбекистан. Исторический центр Бузары внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.



Мавзолей Саманидов



Эта родовая усыпальница владык державы была построена на стыке IX-X вв. Предполагают, что здесь покоится тело родоначальника династии Исмаила Самани (дата см. 907) и его внука Насра II ибн Ахмада (дата см. 907). Древнейшее строение из обожженного кирпича благодаря совершенной геометрии по праву считается мировым архитектурным шедевром. Построен в традициях классического исламского мавзолея: в основании куб, венчаемый куполом. Вместе с тем декор мавзолея близок древним архитектурным согдийским традициям: характерные колонки дополняют углы восьмигранника, цепочки «перлов» венчают карниз, наверху галерея арок.

Арк



Нынешний вид давняя крепость Бухары Арк обрела в эпоху правления мангытской династии (1747-1920). Тогда Арк являл собой сердце бухарского государства. На его территории была сосредоточена вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Главный вход крепости расположен на площади Регистан. Мощные ворота охраняют башни, увенчанные сверху галереей. Прежде над воротами располагалась плеть, символ силы и безграничной власти амира. Строениям Арка был нанесен ущерб во время взятия Бухары Красной армией (20-е гг. прошлого века), когда город был сильно обстрелян артиллерией и подвергся авиационному налету.

Чашма-Аюб



Чашма-Аюб почитается среди мусульман как «место следа» («кадамжа»), которое оставила священная персона. Существует предание, ведающее о том, что здесь проходил библейский пророк Иов (Аюб). Говорят, что он ударил посохом и в месте удара возник колодец («чашма»). И сегодня вода колодца невероятно чиста и слывет обладающей целебной силой. Предполагают, что это древнее строение существовало уже в XII веке. Над входом начертана надпись, гласящая, что здание, которое мы можем видеть сегодня, построено при правлении Амира Темура. Чашма-Аюб имеет примечательную особенность, купол по форме похожий на конический шатер, что характерно для архитектуры Хорезма XIII-XIV веков. Это позволяет предположить, что строили Чашма -Аюб, увековечивая «место следа» мастера Хорезма, которых Амир Темур пленил во время своих военных походов.

Мечеть Магоки-Аттари



Мечеть Магоки-Аттари – одна из самых древних мечетей, сохранившихся в нынешней Бухаре. Она находится в сердце города, подле ансамбля Ляби-Хауз. В начале Средних веков, сразу за вратами Аттарона здесь находился центральный языческий культовый храм поклонников огня. Арабские племена, взяв древний город, построили на месте храма огнепоклонников одну из своих первых мечетей. При раскопках в 30-х годах прошлого века под слоями грунта был обнаружен портал мечети, богато украшенный уникальным орнаментом, выполненным из кирпичной вкладки, и древним узором резной майолики. Упомянутый южный портал в XII веке был признанным образцом великолепия бухарской архитектуры. К концу эпохи средневековья Магоки-Аттари служила как небольшая квартальная мечеть.

Минарет Калян



Главнейшая символическая роль в священной Бухаре принадлежит минарету Калян (Великий). В прежние времена он использовался не только, чтобы призывать мусульман на молитву, но и символизировал власть и мощь духовных владык. У основания минарета был поострен знаменитый ансамбль Бухары – Пои-Калян, что означает «Подножие Великого». Минарет выполнен в форме круглой башни, в основе имея диаметр 9 метров, а вверху – 6. Соборная мечеть соединяется с минаретом переходом. В башне Каляна расположена спиральная лестница в 104 ступени. Общая высота минарета достигает 45,6 метров. На карнизе присутствует надпись, свидетельствующая о годе его сооружении – 1127, а также отмечен зодчий – Бако.

Вабкентский Минарет



У минарета Каляна есть двойник: рядом с Бухарой, в городе Вабкенте талантливый ученик зодчего Бако построил похожий на Калян минарет. Его сооружение относят к середине XII века. Минарет в Вабкенте стройнее и достигает в высоту 39 метров. Его так же, как и бухарский, венчают изящные арки, которые называют фонарем. Название обусловлено аналогией со словом «минарет». (Считается, что минарет – от арабского «манара», означающее место, где зажигают огонь, маяк). Масштаб и гармония этих двух знаменитых культовых сооружения на века обусловили значимость и роль минаретов в архитектуре Средней Азии как важнейших символов культуры ислама.

Мемориал Гиждувани

Ходжа Абдал-Халик Гиждувани (дата см. 1180/1220) родом из селения Гиждуван, близ Бухары. Его учителем был знаменитый суфий Ходжа Юсуф ал-Хамадани. Ходжа Абдал-Халик Гиждувани основал среднеазиатскую суфийскую школу "хаджаган" – что означает «путь Ходжей» (ходжа обозначает здесь – «учитель»). Последователи школы добровольно соглашались быть неимущими, придерживаться аскетического образа жизни, брать на себя обет безбрачия, а также сторониться любых контактов с властями. Известны следующие суфии – последователи традиции «хаджаган»: Амир Кулял, Бахааддин Накшбанд, Ходжа Ахрар. Мемориал, который можно видеть в наши дни, построили в XXI веке возле медресе, который воздвиг Улугбек, у места погребения выдающегося учителя-суфия, Ходжи Абдал-Халик Гиждувани.

Мавзолей шейха Бохарзи

Ученик знаменитого суфия Наджм ад-Дин Кубро Шейх – Сейф ад-Дин Бохарзи (дата см. 1261) прославлен в мусульманском мире тем обстоятельством, что ему удалось обратить в ислам хана Золотой Орды Берке. Середина XIII века отмечена для Шейха Бохарзи тем, что в это время он возглавляет медресе Бухары, которое основал монгольский мусульманин Масуд-бек. Шейха погребли на территории Бухары, в Фатхабате. Затем к концу XII века над его могилой соорудили мавзолей, а в XIV веке к мавзолею было пристроена ханака с порталом. Близ ханаки располагается мавзолей хана Буянкули (дата см. 1358). В прежние времена это было изящное здание, украшенное резной глазурью терракоты голубого, синего и белого оттенков.

Медресе Улугбека



Это медресе построено первым при внуке Амира Темура – Улукбеке (дата см. 1449). Второе построено в Самарканде, а третье в Гиждуване. Строительство медресе Улугбека было закончено в 1420 году. Сооружение содержит в себе два этажа худжр (так называются комнаты для учеников), аудитории для учебы, мечеть. Фасад здания обозначен порталом, а также лоджиями двух ярусов и изящными башенками в углах. Вначале медресе обладало четырьмя куполами и столькими же минаретами в углах. В 1585 году здание было отреставрировано и на его фасады нанесли облицовки из майолики. На входе в медресе начертана примечательная надпись: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Медресе Абдулазиз–Хана

Это медресе сооружено в XVII веке напротив медресе Улугбека и сложнее его декором, а также обладает более внушительными размерами. Абдулазиз (дата см. 1681) был бухарским ханом из династии Аштарханидов (1601 – 1747). Медресе обладает традиционной планировкой, вокруг двора два этажа хуждр, а на центральной оси – мечеть. Устремленный ввысь портал поражает воображение изображенными сказочными птицами, которые летят к солнцу. Свод в виде полувосьмигранника наполнен сталактитами. Внешний декор представлен мозаикой с характерной темой цветущего куста в вазе. Интерьеры используют системы сталактитов, расположенные под куполом, сложные паруса, живописные росписи.

Мечеть Калян



Современный вид мечеть Калян приняла уже в XVI веке в эпоху правления первых Шейбанидов. С того времени пять веков, за исключением советских десятилетий, мечеть исполняет роль главной соборной мечети Бухары. Мечеть сменила старую караханидскую соборную мечеть, которую соорудили в одно время с минаретом Калян. По масштабу мечеть сопоставима с темуридскими мечетями городов Самарканд и Герат. Объем строений у шейбанидской мечети меньше, чем у Биби-ханым, которая находится в Самарканде, зато площадь больше. Ее габаритные размеры 130 x 80м. В основании мечети Калян традиционный прямоугольник и четыре айвана. Айван, через который входят в мечеть, украшен внешним порталом. Внешний портал выходит на площадь Пои-Калян, внутренний портал обращен во двор. Во дворе располагаются крытые галереи со сводами. Галереи венчаются 288 куполами. Основанием галерей являются 208 столбов. Центральную ось внутреннего портала занимает киоск из восьми граней, исполнявший роль кафедры. Фасады облицованы цветной мозаикой и глазурованными кирпичами.

Медресе Мири-Араб



Недалеко от мечети Калян находится ныне действующее медресе Мири-Араб, пожалуй, одно из самых чтимых духовных учебных заведений ислама на территории бывшего Советского Союза. Построено, как и мечеть Калян, в эпоху правления Шейбанидов, на средства от завоеванных трофеев Убайдаллах-ханом, который является племянником Шейбани-хана. Хан отдал их своему учителю и наставнику, мусульманскому главе города Мири-Арабу (что означает «князь арабов»). Мири-Араб родился в Йемене, его наставником был Ходжа Ахрар. Медресе Мири-Араб обладает традиционной планировкой. Двор в форме полуквадрата с четырьмя айванама и два этажа худжр. Портал подчеркивает в центре главный фасад, к нему прилегают лоджии в два яруса. С обеих сторон изысканного фасада примыкают башенки гульдаста. В центре усыпальницы возвышается надгробие хана Уйбадуллы. В изголовье гурханы (усыпальницы) хана гробница Мири-Араба. Медресе декорировано наборной резной мозаикой и многоцветной стилизованной орнаментацией. Здание состоит в ансамбле мечети минарета Калян. В наши дни, в медресе расположено действующее духовное училище. Учебные классы находятся в трех углах медресе. В четвертом расположен некрополь, где находятся тела погребенных Убайдаллах-хана и его учитель Мири-Араба. Прах хана расположен в ногах шейха Мири-Араба. Надгробие шейха выполнено в йеменском стиле. В середине главного фасада расположен портал, его свод в форме полувосьмигранника. Позади двухъярусных лоджий расположены мечеть и гурхана. У гурханы купола на высоких барабанах цилиндрической формы. Внешне медресе декорировано резными кашинными мозаиками, где преобладают растительные орнаменты и сложная вязь почерка сульс.

Мемориал Баха ад-Дина Накшбанда



Рядом с Бухарой расположен мемориал шейха Баха ад-Дина Накшбанда (дата см. 1389), который считается покровителем Бухары. Селение, в котором он родился, позднее было названо Каср-и Орифан, что означает «замок познавших божественную истину». Говорят, что шейх Накшбанди был посвящен Ходжи Гиждувани, явившемуся ему во сне и повелевшему стать учеником Амира Куляла. Вторым его наставником был суфийский правитель Чингизид Султан Халил. Община суфиев Накшбанди отвергала аскетический образ жизни и много времени посвящала хозяйственной деятельности. Накшбанди приписывают слова: «Наш путь к Богу – совместное общение, а не отшельничество». Шейх был широко признан в мире ислама во время хаджа, длившегося три года. Духовным учеником шейха был Темур. В молодости шейх был ткачом, а затем он будет избран покровителем ремесленников. Поклонение святому месту, где похоронен шейх было равно осуществлению хаджа в Мекку. Комплекс мемориала Бахауддина Накшбанди создавали в течение пяти веков. Центр мемориала – двор прямоугольной формы, где похоронен шейх. Ко двору прилегают поминальные мечети XIX века. Во дворе по периметру построен айван с колоннами из дерева. При входе в айван расположен некрополь шейбанидских властителей, где покоятся тела Искандер-хана (дата см. 1583) и его сына Абдулла-хан II (дата см. 1598). Крупнейшее здание мемориального комплекса – ханака, выступающие арки которой образуют мощное купольное перекрытие. Ханака называется по имени приказавшего построить ее – Шейбанида Абдалазиз-хана (дата см. 1550).

Кош-медресе


При Шейбаниде Абдулла-хане II (1557-1597) в Бухаре возвели архитектурный ансамбль Кош-медресе, соединив два противостоящих медресе. Одно из них – медресе Модари-хан построено в честь матери Абдулла-хана (1567 г), второе медресе – называется в честь самого Абдулла-хан, оно было сооружено в 1588-1590 годах. Фасад Модари-хана щедро украшен изразцами цветной мозаики из кирпича, образующие причудливые геометрические орнаменты. Вестибюль медресе Абдулла-хана построен как галерея. В вестибюле ранее располагались учебные классы и мечеть. Мечеть немного повернута под углом к главному зданию, с целью ориентации молитвенной ниши на Мекку. Фасад облицован плитками из майолики.

Мечеть Намазга

Южнее Бухары в XI веке располагался заповедный сад Караханидов. В XII веке правитель Арслан-хане III решает возвести праздничную загородную мечеть-намазгу. Намазга – мечеть, в которой службы ведутся лишь во время самых больших мусульманских праздников – курбан-хаита и рамазан-хаита. Мечеть-намазгу перестроили в XIV веке, а в XVI добавили галерею с арками, куполами, высоким порталом и минбаром. В наши дни можно видеть мечеть как фронтальное сооружение – длинная кирпичная стена с цоколем. В центре мечети расположен михраб, украшенный кирпичом и плитками резной терракоты.

Чор-Бакр



В 5 км западнее Бухары в селении Сумитан расположен загородный некрополь духовных наставников из рода Джуйбарских сейидов. Представители рода еще с эпохи правления Семанидов занимали видные посты в государстве. Самая старая часть некрополя – могила основателя династии Абу-Бакра Сада, вокруг которой возник мемориал. Главный архитектурный комплекс построен в XVI веке по приказанию Абдулла-хана II в честь погребения шейха Ходжа Мухаммада Ислама (дата см. 1563) и его сына Ходжи Абу Бакр Сада (дата см. 1589). Некрополь Чор-Бакр создан как «город мертвых», где улицы, дворики, ворота соседствуют с дахмами (специальные погребальные так называемые «башни молчания») и множественными надгробиями. В центре мемориала расположены мечеть, ханака и медресе. Фасады мечети и ханаки оформлены порталами с просторными сводами, а боковые украшены двухъярусными лоджиями. Стройные барабаны увенчаны куполами – таким образом перекрыты залы мечети и ханаки. Интерьеры украшены переплетающимися арками, узором сетчатых парусов и сталактитами. В прошлом веке на главной оси основного комплекса возвели небольшой минарет, повторяющий минарет Калян.

Ханаки Файзабад и Ходжа Зайн ад–Дина

На северо-востоке от Бухары в средние века была построена значимая суфийская обитель – ханака Файзабад. Обитель в основном состоит из большого купольного зала, где проводились коллективные медитации и худжарами для проживания. Центральный зал окружен с трех сторон галереей, состоящей из арок и куполов. Недалеко от мечети Калян между домами жилого квартала расположилась еще одна ханака. Она называется Ходжа Зайн ад-Дина и возведена в первой половине XVI века. Место погребения Ходжи Зайн ад-Дина отмечено характерным шестом. Айван с колоннами окружает ханаку с двух сторон. Во дворе ханаки находится каменный бассейн, облицованный мрамором с резным каменным спуском для воды.

Мечеть Боло-Хауз



В прошлом большая площадь Регистан изобиловала утонченными архитектурными зданиями. Сегодня можно видеть лишь один памятник средневековой архитектуры города – ансамбль Боло-хауз. Это классическая композиция центрально-азиатской мечети: зимнее строение 1712 года, летний айван с расписным потолком и колонами из дерева, построенный в начале XX века. Недалеко от маленького хауза находится небольшой минарет, который построил в 1917 году Усто Ширин. Говорили, что сам эмир, по ковровой дорожке из Арка, спускался, чтобы совершать в этой мечети намазы. Мечеть выделяется пышным убранством. Ярчайшая черта мечети – способ декорирования айвана: его колонны сделаны из двух сращенных стволов и обладают сложными сталактитовыми капителями.

Зиндан

Сзади крепости Арк расположена средневековая тюрьма – зиндан. Сегодня в этом высоком строении, похожем на цитадель, размещен музей. Раньше тюрьма была из двух частей. Первая состояла из камер, где содержались заключенные. Камеры размещались в нескольких дворах. Вторая часть представляла собой глубокую яму, где и находились преступники. Их помещали туда на веревках. Так же пленников и кормили. Из этого произошло название тюрьмы – «Зиндан», т.е. «подземелье, темнота». Дважды в месяц преступников выводили на площадь Регистан, и амир принимал решение о казни или помиловании.

Торговые купола

В средние века в Бухару с целью торговли приезжали множество купцов из Средней Азии, Ирана, Индии, России, Китая. Это отразилось на том, как был распланирован и застроен город. Большие улицы центра исполняли роль рынков, каждая улица торговала определенным товаром. Перекрестки улиц и площади перекрывались сложными купольными перекрытиями со многими сводами, называемыми «ток», т.е. арка, свод, купол. В наши дни можно видеть три таких строения. Токи-Заргарон представляет собой арку, где торговали ювелирными изделиями, так называемый «купол ювелиров». Токи-Саррафон это арка, где меняли деньги, а также где продавались специи. Токи-Тильпак-Фурушон – арка, где продавали головные уборы, место, наполненное всевозможными тюбетейками, платками, меховыми шапками и тюрбанами. Служили эти арки для направления движения, чтобы разгрузить центральную магистраль и организовать торговлю. В них размещались лавки торговцев и мастерские. К этому же типу архитектурных сооружений относится Тим Абдуллахана. Он отличался от остальных базаров тем, что был замкнутым зданием. Как бы ни был жарок день, в Тиме господствует прохлада. Здесь в те давние времена велась торговля различными тканями, в том числе шелком, и коврами.

Медресе Кукельдаш

Одно из самых больших медресе в городе, построено в эпоху правления Абдулла-хана II. Содержит в себе 160 худжр, которые расположились в два этажа. Это место учебы знаменитейшего писателя Средней Азии XX века Садраддина Айни (1878-1954). По традиции фасады медресе украшены плитками майолики. Главный фасад, выходящий на Ляби-хаузу, состоит из вестибюля, мечети и дарсханы. Интерьеры медресе красивы многообразием сложных звездчатых плафонов, которые выложены из жженого кирпича и отлиты из ганча. Интересны настенные картины 30-х годов прошлого века, представляющие трудовые сцены советской эпохи.

Чор-Минор



"Чор-Минор" означает "Четыре минарета". Это особенное медресе построил богатый туркмен Халиф Ниязкул. Медресе расположено на одной из махаллинских улиц в направлении Мазарских ворот. В медресе входит дворик, вокруг него худжры в один этаж, айван с колоннами, бассейн, украшенный блоками из камня. Необычность медресе в его колоритном входе – четыре арки купольного строения, в углах которого четыре башни и голубые куполки. Три из башен были заняты под подсобные помещения. Четвертую башню заполняла лестница, которая вела на второй этаж, где в купольном зале размещалась сказочно богатая библиотека.

Ляби-Хауз



Очень популярное у туристов место отдыха - Ляби-хауз, что переводится как "берег бассейна". Это наибольший водоем, созданный людскими руками в Средние века в Бухаре. Его вырыли в 1620 году. Рядом ханский визирь Надира Диван-беги приказал построить ханаку и медресе. Они и медресе Кукельдаш создали волшебный архитектурный ансамбль, в центре которого бассейн. Длина водоема 42м, ширин 36м и глубин 5м. По каменным ступеням берегов Ляби-Хауза в те далекие времена спускались водоносы, которые обеспечивали жителей города водой.

Ханака и медресе Надира Диван-беги



Первым из строений комплекса Ляби-Хауза по приказу Надира Диван-беги было построено место для проживания и медитаций – ханака. Мощное прямоугольное здание с крестообразным залом в центре имело худжры в своих углах. Потом вырыли водоем, с противоположной стороны которого по приказу Надира Диван-беги построили караван-сарай. Во время открытия караван-сарая, Имамкули-хан (1611-1642), как ему советовали суфийские шейхи, поздравил своего министра с тем, что тот построил сооружение "во славу Аллаха". И тем самым вынудил Надира Диван-беги сделать из караван-сарая медресе. На портале перестроенного здания представлены парящие фениксы.

Ситораи-Мохи-Хоса





Загородная резиденция амиров Бухары – дворец Ситораи-Мохи-Хоса. Находится на расстоянии 4км на север от Бухары. Строили его два десятилетия. Амир Абдуллахад-хан (дата см. 1910) посылал бухарских архитекторов для изучения российского опыта в Ялту и Санкт-Петербург. Усто Ходжа Хафиз вместе с группой местных зодчих создал строение, так называемый старый дворец, в котором сочетались как местные, так и европейские традиции. Главным во дворце был тронный зал. Новый дворец был построен во время правления амира Алим-хана. Он состоял из парадной въездной арки, украшенной мозаикой, внутреннего двора с галереями, главного корпуса в европейском стиле, бассейна и оранжереи перед ним, а также дома амирского гарема, который прятался в глубине сада. Особого внимания заслуживает необычайной красоты резьба по ганчу на зеркальном фоне в «Белом зале», которую создали мастера Бухары, возглавляемые Усто Ширином Мурадовым и прекрасно расписанная приемная, которую выполнили под руководством Усто Хасан – Джана. После революции 1920 г. в Ситораи-Мохи-Хоса заседал высший государственный орган Бухарской Народной Республики (1920-1924) - Всебухарский курултай.

Подробная информация о путешествии Клуба миллионеров Golden MSN Club и Школы Мастеров Пути в Узбекистан
Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой с друзьями: